Факультет маркетинга и логистики продолжает цикл исследований на маркетинговую тематику.
В данном отчете представлена актуальная информация по уровню развития маркетинга в нашей стране, особенностям выполнения маркетинговых задач белорусскими компаниями.
В ходе исследования было опрошено 200 компаний разных отраслей, форм и размеров бизнеса.
Оценка уровня развития маркетинга
Оценки респондентов относительно уровня развития маркетинга в Беларуси разнились, несколько повторив результат прошлогоднего исследования. Продвинутым его определили 6% респондентов (только 2,3% в предыдущем опросе), высоким – 29,4% (34,1 ранее). 35,4% представителей компаний склонны оценивать маркетинговые усилия белорусских компаний на достаточно высоком уровне. Порядка 9,5% определяют белорусский маркетинг как развитый на низком уровне, 53,7% как недостаточно высокий (8,6 и 55,2% годом ранее).
Среди компаний-лидеров и «старающихся» доля положительных оценок состояния маркетинга в Беларуси составила 40%.
Ключевые маркетинговые цели компаний-респондентов в 2021-23 гг.
- Увеличение продаж;
- Удержание конкурентных позиций;
- Увеличение уровня охвата рынка;
- Увеличение лояльности клиентов;
- Наращивание среднего чека и т.д.

Что сдерживает развитие маркетинга?
По мнению респондентов основными сдерживающими развитие маркетинга факторами являются:
- Недостаточное выделение средств — 37,8%.
- Нехватка специалистов — 34,8%.
- Недостаточное внимание руководства — 26,9%.
- Нехватка знаний современных маркетинговых технологий и приемов — 20,9%.
- Отсутствие четко определенных маркетинговых целей — 18,9%.
- Проблемы в закупке специальных маркетинговых программ и технологий — 17.4%.
В то же время более трети респондентов отмечают отсутствие препятствий как таковых.
Цифровизация
Компании высоко оценили важность цифровизации бизнеса — 69,1%.
В группе, поставивших оценки 8-10, отмечается гораздо меньшая доля компаний, не всегда достигающих поставленных бизнес-целей – 6,5% (11,95 – в целом по выборке) и в то же время более высокая эффективность выполнения ряда маркетинговых задач:
- Анализ конкурентов — 4,33 (против 4,31);
- Интернет-продвижение — 4,27 (против 3,99);
- Подготовка маркетинг-планов — 4,26 (против 4,09);
- Оценка и развитие ассортимента — 4,19 (против 4,09);
- Оценка эффективности маркетинговых ходов — 4,19 (против 3,95);
Использование технологий
Порядка 40% компаний на постоянной основе используют CRM, таргетинг, SMM, контекстная реклама, SEO.
В меньшей мере прибегают к RTB, Data Mining и вирусный маркетинг.
По всем технологиям отмечается более высокий уровень их использования в перспективе.

Приоритетные возможности компаний на 2021-2022 гг.
- Усиление SMM-стратегий и тактик — 57,7%.
- Маркетинг с точной оценкой результативности — 49,4%.
- Использование видео и вовлекающего маркетинга — 49,3%.
- Персонализация клиентского опыта — 45,8%.
- Потенциал контент-маркетинга — 42,8%.
Основные выводы исследования
- 1/3 компаний высоко оценили уровень развития маркетинга.
- Компании в большей мере заинтересованы в росте продаж, сохранении конкурентных позиций, наращивании клиентов.
В 2022 г. фокус смещается на обеспечение потребительской лояльности. - Анализ конкурентов и прогноз спроса выполняются на высоком уровне.
- Для более 50% компаний самым важным стал поиск новых подходов к привлечению и удержанию клиентов.
- Около 40% компаний используют современные маркетинговые технологии.
Наиболее перспективными считаются видео и мобильный маркетинг.

Исследование проведено сотрудниками и студентами ФМк БГЭУ в 2021 году.
Подробно с результатами исследования вы можете ознакомиться по ссылке.