Объект исследования — розничная сеть магазинов «Остров чистоты и вкуса»
Предмет исследования — продажа продуктов питания в розничной сети магазинов «Остров чистоты и вкуса»
Проблемы исследования:
- Снижение доверия потребителей к розничной сети магазинов «Остров чистоты и вкуса»
- Предпочтение магазинов-конкурентов розничной сети «Остров чистоты и вкуса»
- Снижение потребительской лояльности сети магазинов «Остров чистоты и вкуса»
В конце 2019 года сеть ввела в свой ассортимент товары продовольственной группы, изменила название на «Остров чистоты и вкуса» и логотип магазинов.

Цель: предложить покупателям более широкий ассортимент продукции. В разных магазинах ассортимент корректируется исходя из потребностей клиентов.
На полках ряда магазинов теперь можно встретить продовольственные товары следующих категорий:
- детское питание;
- соки;
- бакалея;
- кофе, чай;
- вода;
- другие напитки (в том числе алкоголь)
- сладости.
Но не все потребители положительно отреагировали на данные изменения, некоторые вовсе отказались от покупок в этих магазинах.
Опрос
Количество респондентов: 171.
Результаты:
- 54,7% покупают бытовую химию, уходовую и декоративную косметику 1-2 раза в месяц;
24,5% — чаще 2 раз в месяц;
20,1% — 1 раз в несколько месяцев. - 88,1% предпочитают розничную торговую сеть «Остров чистоты и вкуса»;
92,5% предпочитают «Мила». - 42,8% являются постоянными покупателями сети и приобретают товары каждый месяц;
42,8% совершают покупки 1-2 раза в месяц. - 63,5% совершают покупки из-за удобного расположения магазинов
44% — из-за широкого ассортимента товаров. - 100% знают о продаже сетью «Остров чистоты и вкуса» продуктов питания;
44% из них покупают продовольственные товары;
56% — не покупают. - 54,1% относятся нейтрально к продаже продуктов питания;
25,8% — резко отрицательно;
20,1% — положительно. - Для 46,5% главная причина покупки продуктов питания-низкие цены;
18,3% считают ассортимент продовольственной продукции широким. - 27,7% относятся к совместному хранению продуктов питания и бытовой химии резко отрицательно;
37,1% — нейтрально;
Отношение 26,4% к сети резко ухудшилось, они считают, что добавлять продукты питания было лишним;
Более 50% считает старт продаж алкогольной продукции недостатком, так как это изменило целевую аудиторию магазина;
Более 60% негативно относятся к расширению ассортимента магазина с появлением лекарств и табачной продукции.
Фокус-группа
Количество и состав участников: 12 участников (9 девушек и 3 парня) от 19 до 21 года.
Результаты:
- Все респонденты осведомлены о сети «Остров чистоты и вкуса». Главные факторы при выборе сети: система скидок и удобное расположения магазинов.
- Большая часть делает покупки в розничной сети магазинов «Мила», т.к. в ней есть выгодная система бонусов и представлен более широкий ассортимент.
- У 2 есть дисконтная карта. 10 человек берут карту у знакомых или родственников, если знают, что будут совершать покупки именно в данной сети.
- 8 респондентов согласились, что действующая ранее система скидок для студентов при предъявлении студенческого была удобнее, т.к. не требовалось предъявление дисконтной карты магазина.
- 11 респондентов ждут появления скидок на определенные товарные позиции, чтобы совершить покупку.
- Отношение респондентов к сети нейтральное. Многим не нравится «размытие формата», т.к. раньше здесь продавалась только бытовая химия и т.д. а сейчас появились ещё и продукты питания.
- 8 человек относятся негативно к продаже продуктов питания, 2 человека — нейтрально, 2 человека редко покупают продукты питания в «Остров чистоты и вкуса».
- Многие негативно высказались о сокращении места и потери логики в расстановке товаров из-за появления стеллажей с продуктами питания.
- Все ассоциируют «Остров чистоты и вкуса» исключительно с бытовой химией. Из-за этого встал вопрос о соблюдении условий хранения продуктов питания на складах магазина. Большинство уверено, что, они не соблюдаются.
- Все выделили преимуществами низкие цены по сравнению с конкурентами и уникальные товарные позиции.
- Респонденты сделали вывод, что хотели бы, чтобы «Остров чистоты и вкуса» снял с продажи весь ассортимент продуктов питания. Также поступило предложение разделить магазины на те, которые реализовали бы отдельно продукты питания, и те, которые реализовали бы бытовую химию.
Глубинное интервью
Респондент: женщина, 36 лет, домохозяйка.
Результаты:
- Сеть расположена по всему городу, всегда модно купить все необходимое.
- Часто покупает в этих магазинах товары для дома и семьи.
- Нравится большой ассортимент товаров.
- Не нравится узкие проходы, большое количество посетителей.
- Цены разнятся от товара к товару.
- Нравятся частые скидки до 50% и дополнительные 18% пенсионерам, студентам и т.д.
- Есть дисконтная карта на скидку 7%.
- Доставкой товаров не пользовалась, предпочитает лично ходить в магазин.
- Не нравится продажа детского питания совместно с химией.
- В магазине постоянно пахнет порошком и химией.
- Считает, что детское питание хранится на складе рядом с порошками.
Базовый анализ
Цель № 1: выяснить, есть ли взаимосвязь между совместным хранением продуктов питания и бытовой химии в сети «Остров чистоты и вкуса» и изменением отношения респондентов к ней.
Результат: взаимосвязь существует.
Например, 42,3% считающих, что требования к совместному хранению продуктов питания и бытовой химии соблюдены, оценивают своё отношение к сети магазинов как положительное и отмечают, что теперь они могу купить всё, что нужно, в одном месте.
Цель № 2: выяснить, есть ли взаимосвязь между низкими ценами в сети и предпочтением потребителей приобретать товары в ней.
Результат: взаимосвязь обнаружена.
Например, 57% считают низкие цены главной причиной выбора именно этой сети.
Цель № 3: выяснить, есть ли взаимосвязь между скидками для студентов и частотой совершаемых покупок.
Результат: значимой взаимосвязи не найдено.
Например, лишь 15% руководствуются скидками для студентов при совершении покупок, при это частота таких покупок составляет 1-2 раза в месяц.
Дисперсионный анализ
Цель однофакторного дисперсионного анализа: выяснить влияние на выбор сети «Остров чистоты и вкуса» уровня дохода респондентов.
Результат: предпочтения в выборе являются различными для отдельных групп потребителей, ранжированных по доходу.
Респонденты с доходом до 1300 рублей предпочитают сеть исходя из низких цен на товары в ней.
Респонденты с доходом выше 1300 рублей скорее не отдадут предпочтение этой сети, т.к. для них не чувствительны колебания цен.
Цель многофакторного дисперсионного анализа: выяснить влияние широкого ассортимента и низких цен на продукты питания в сети на отношение к совместному хранению бытовой химии и продуктов питания.
Результат: отношения к совместному хранению бытовой химии и продуктов питания в сети действительно зависит от широкого ассортимента и низких цен на продукты питания.
Но эффект не оказывает настолько значимого влияния, чтобы результаты данного анализа можно было использовать при принятии маркетинговых решений.
Регрессионный анализ
Цель простого регрессионного анализа: определить, влияет ли отношение респондентов к продаже продуктов питания сетью на их отношение к расширению данной сети.
Результат: отношение респондентов к продаже продуктов питания сетью не влияет на их отношение к расширению данной сети.
Цель множественного регрессионного анализа: определить, влияет ли отношение респондентов к продаже сетью продуктов питания и алкогольной продукции на их отношение к расширению данной сети.
Результат: кроме указанных, существуют другие важные факторы, оказывающие большее влияние на отношение к расширению сети. Отношение к продаже алкоголя может в 2 раза сильнее изменить отношение к сети, чем отношение к продаже продуктов питания.
Корреляционный анализ
Цель: определить, зависит ли отношение к расширению сети от продажи сетью продуктов питания и алкогольной продукции.
Результат: отношение к расширению сети в малой степени зависит от продажи алкоголя и продуктов питания в сети.
Дискриминантный анализ
Цель: проанализировать целевую аудиторию магазина.
Результат:
- Средний возраст респондентов, не/совершающих покупки в сети, составил 18-23 года.
- Доля женщин, покупающих продукцию в сети, равна 89%.
- Приобретают продукцию в основном работающие студенты, а не приобретают — наемные работники.
- Доход не/покупателей — 700-1300 рублей.
- Род деятельности респондентов имеет наибольшее влияние на желание потребителей приобретать продукцию в розничной сети.
- Доход и возраст респондентов оказывают наименьшее влияние на желание потребителей приобретать продукцию в розничной сети.
Результаты достоверны на 73,1%.
Главные выводы исследования
- Средний возраст не/покупателей — 18-23 года.
В основном покупают женщины (89%) со среднемесячным доходом 701-1300 рублей. - Покупатели с доходом до 1300 рублей покупают из-за низких цен на товары.
Покупатели с доходом выше 1300 рублей скорее не отдадут предпочтение этой сети, т.к. для них не чувствительны колебания цен. - Главные причины выбора сети: удобное расположение магазинов, широкий ассортимент товаров и низкие цены на них.
- Около половины покупателей сети приобретают продовольственные товары и относятся к их продаже нейтрально.
- Только 20% покупателей отнеслось к расширению положительно.
- Совместное хранение продуктов питания и бытовой химии влияет на изменение мнения покупателей в худшую сторону. Только 35% покупателей не высказывают волнения по этому поводу.
- Отношение к сети 1/4 покупателей резко ухудшилось после появления в продаже продуктов питания и алкогольной продукции. Более половины отнесется негативно к дальнейшему расширению ассортимента лекарствами и табачной продукцией.
- Многим покупателям не нравится «размытие формата».
- Многим покупателям не нравится, что из-за добавления стеллажей сократилось место, сузились проходы и потерялась логика в расстановке товаров.
- Предложения от покупателей: сократить ассортимент алкогольной и продовольственной продукции, разделить продукты питания, бытовую химию, лекарства и табак по разным магазинам.
Маркетинговое исследование провели студенты 3 курса группы ДМВ: Бакун Диана, Бондаренко Яна, Курбеко Анна.
Руководители: Ковалева О.Л. (кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики и ценовой политики), Артеменко С.В. (ассистент кафедры логистики и ценовой политики).
С полной информацией можно ознакомиться здесь.