Фейковые новости: как противостоять проблеме

По данным исследовательского центра Лапша Медиа количество фейков в 2022 году увеличилось в 6 раз по сравнению с 2021 годом. Данная статистика говорит о том, что с течением времени количество недостоверной информации в интернете увеличивается. В связи с этим перед обществом встал вопрос: как противостоять этой проблеме?

Для начала стоит понять, что такое фейки, как
давно они возникли, и почему они так привлекательны для аудитории.

В журналистике фейковыми называются новости, несущие вымышленную, ложную информацию. Своими корнями история этого понятия уходит в Античность. В первом веке до нашей эры Октавиан Август, древнеримский политический деятель и основатель Римской империи, распространял про своего соперника Марка Антония слухи о том, что тот имеет пристрастие к выпивке. Сделано это было для того, чтобы подорвать его репутацию как политика и военачальника.

Фейковые новости вызывают повышенный интерес аудитории. Это связано с тем, что подобного рода информация отличается яркой эмоциональной окраской, кричащими заголовками и невероятными фактами. Также люди, которые хотят привлечь к себе внимание, более склонны к тому, чтобы распространять конспирологические теории. Они не желают разделять мнение большинства и подвергают его сомнению. Все это привлекает внимание читателей и зрителей, поощряя СМИ публиковать подобные новости и дальше.

Одним из примеров негативного влияния фейковых новостей на общество является распространение ложной информации о Covid-19 в период пандемии. По данным пресс-службы Генпрокуратуры Российской Федерации количество ложной информации, распространяемой в интернете, выросло в десять раз. Подобные ложные сообщения содержат утверждения о том, что на самом деле данной инфекции не существует. Что все меры защиты излишни или что государство скрывает реальные масштабы пандемии. В данном случае распространение подобной информации может стать причиной ряда проблем. Например, рост заболеваемости или недоверие общества к власти.

Бороться с распространением фейков можно как методом внешнего воздействия, то есть ограничениями со стороны государства (так, в Германии компании-владельцу социальной сети грозит штраф в размере до 50 миллионов евро, если она не удалит заведомо незаконный контент в течение 24 часов после получения жалобы на его содержание, так и методом внутреннего противодействия, то есть сопротивлением со стороны потребителей информации. Канадский философ Маршалл Маклюэн считал: «Образование – это самозащита общества против вреда, который приносят медиа». С данной точки зрения образование – главный способ защитить себя и общество от воздействия недостоверной информации. Однако стоит отметить, что в данном контексте под словом «образование» стоит понимать не только совокупность знаний в различных областях науки, но также умение критически мыслить и способность к саморазвитию. Так, критическое мышление помогает человеку анализировать информацию, подвергая ее сомнению и проверяя на достоверность, и формировать на основе этого объективные выводы. Саморазвитие выполняет функцию постоянного обновления имеющихся знаний человека и пополнения их новыми. Это помогает индивиду формировать более точные и полные суждения на основе актуальной информации.

Также особое внимание стоит уделить медиаграмотности. Знания в этой области позволяют человеку отличать достоверную информацию от ложной, что предотвращает дальнейшее распространение фейков. Недостоверная информация, распространяемая в обществе несет ряд социально-психологических последствий. К ним относится искажение сознания в виде иллюзорных идей, развитие клипового мышления и недопонимания между людьми. Однако общество может минимизировать деструктивное влияние распространения фейков с помощью распространения среди людей идей медиаграмотности и повышения общего уровня образованности населения.

Источники: Fake news: дезинформация в медиа, science.org, ForbesLife, TACC, legalacademy.ru, kaspersky.ru, cyberleninka.ru.