Тенденции развития рекламы в Беларуси
Отчёт о результатах маркетингового исследования “Тенденции развития рекламы в Беларуси”.
Цель исследования — изучить существующие тенденции развития рекламы и рекламного рынка в РБ, определить необходимые навыки для будущих специалистов.
Исследование проводилось в формате глубинного интервью в период производственно-экономической практики 3 курса.
Респондентами стали руководители и работники 23 компаний Республики Беларусь, основным видом деятельности которых является маркетинг или реклама.
Исследование проводилось на территории всей Республики.
Места трудоустройства специалистов по рекламе:
- креативные или рекламные агентства;
- производственные предприятия;
- исследовательские/консалтинговые компании;
- оптовые компании.
Источники профессиональной информации для специалистов:
- специализированные интернет-порталы – 36%;
- телеграм каналы – 24%;
- коллеги и опыт других агентств – 19%;
- профессиональные курсы – 13%;
- выставки – 8%.
Основными “soft skills”, которые также называют гибкими навыками, являются коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, работа с информацией и мультизадачность.
В свою очередь основными “hard skills” включают в себя знание специальных программ, знание инструментов аналитики, графические редакторы, генерация идей и маркетинговые исследования.
Какие навыки и компетенции необходимо развивать молодым специалистам по рекламе
Начальник отдела маркетинга и продаж ОАО”Беларуськалий”:
“Сегодня, какой бы профессией вы не обладали, недостаточно один раз освоить нужные узкоспециализированные знания, поэтому основной задачей для настоящего специалиста по рекламе является непрерывное развитие. Также немаловажно умение адаптироваться к любым переменам и быстро осваивать новые технологии. Молодому специалисту необходимо делать акцент на совершенствовании своих soft skills. ”
Результаты исследования показали, что молодым специалистам важно развивать свою насмотренность, работу в команде, знания ПО для создания креативов, аналитику и креативность.
Руководитель проектов в рекламном агентстве “UpClient”:
“В период пандемии отношение к ивент-маркетингу изменилось в худшую сторону. В связи с событиями прошлого года, вектор сменился на онлайн, даже наша команда перешла в этот формат. Мы надеемся ивент-маркетинг вернет свои былые позиции в будущем, но на данный момент это последнее, к чему стоит прибегать.”
Исследование показало, что наиболее используемыми видами рекламы являются следующие:
- контекстная реклама;
- SEO;
- медийно-баннерная реклама;
- SMM;
- управление репутацией.
Виды и каналы рекламы, которые будут востребованы через три-пять лет:
- интернет-реклама;
- AR и VR в рекламе;
- видеореклама и радиореклама.
Для чего нужен и какие задачи решает аутсорсинг:
- Для оптимизации деятельности;
- Оказание услуг по разработке рекламной стратегии;
- Помогает перенести ряд обязанностей на профессионалов;
- Дает возможность пользоваться знаниями узких специалистов;
- Экономит время и денежные средства заказчика.
Опыт сотрудничества с блогерами
По ответам респондентов было выявлено, что у 30% был опыт работы с блогерами, у остальных 70% данный опыт отсутствует.
В Беларуси у потребителей ещё не сформировалось доверие к блогерам. Рекламодатели пока не готовы к такому сотрудничеству. Но эта сфера перспективна, так как сейчас белорусские блогеры начали становится узнаваемыми.
TikTok в рекламной деятельности
Причины не использовать TikTok:
- нет или мало целевой аудитории;
- нехватка времени и ресурсов;
- окружающий контент.
Если бы был выбор оставить один вид оффлайн рекламы, то большинство респондентов оставило бы наружную рекламу (39,4%).
На вопрос “Если бы был выбор оставить один вид онлайн рекламы” большинство респондентов проголосовало за поисковую оптимизацию/SEO (29,2%).
Выводы:
Самыми популярными и часто используемыми источниками профессиональной информации являются телеграм-каналы и интернет-порталы.
Наиболее важные Soft skills — коммуникабельность и умение работать в команде.
Самые важные Hard skills — знание специального ПО и аналитика.
Наиболее популярные в РБ инструменты продвижения — SEO и контекст.
Среди Offline рекламы белорусские компании отдают предпочтение наружной рекламе.
Маркетинговое исследование было проведено кафедрой промышленного маркетинга и коммуникаций факультета маркетинга и логистики УО “БГЭУ”.
С полным текстом отчета по исследованию “Тенденции развития рекламы в Беларуси” можно ознакомиться ниже:
(кликните для увеличения)