Маркетинг в Беларуси 2022: технологии и перспективы
Весной-летом 2022 года силами сотрудников и студентов факультета маркетинга и логистики УО «БГЭУ» проведено панельное исследование по вопросам развития маркетинга, брендинга, маркетинговых технологий, применения различных маркетинговых приемов и решения маркетинговых задач. Исследование проводилось в третий раз и охватило более 350 компаний, специалисты которых поделись своим мнением относительно различных аспектов маркетинговой деятельности и своего видения перспектив ее развития в Республике Беларусь.

Что касается структуры участников
опроса, то в этом году мы опросили представителей различных секторов, в выборку
вошли представители производственной сферы (104 компании), торговли (76
компаний), маркетинга, рекламы и SMM (67 агентств), транспорта (14 компаний),
образования (11 организаций), общественного питания (10 компаний), ИТ-индустрии
(9 компаний), бизнес-консалтинга (6 компаний) и 65 компаний других сфер
деятельности.
Среди компаний-респондентов на долю
очень крупных (компании со свыше 2000 сотрудниками) пришлось 20,7%, крупных —
16,9% (компании до 2000 сотрудников), средних – 24,3% (до 500 сотрудников),
малых (до 100 сотрудников) – 10,2%, очень малых (до 50 сотрудников) — 27,1 %,
фрилансеров – 0,8%.
Мы опросили 32 компании мирового, 175 –международного, 88 – национального, 40 –регионального и 26 локального уровня присутствия.
В опросе приняло участие 100 руководителей и заместителей компаний, 138 руководителей и заместителей подразделений, 97 специалистов и 26 молодых специалистов.
100 участников опроса определили свою
компанию как лидера рынка, который добивается перевыполнения своих планов; 230
как достаточно успешную, достигающую поставленных финансовых и маркетинговых
целей, 30 как недостаточно успешную, не всегда способную достичь поставленных
целей. В отчете мы привели отдельную статистику по компаниям-лидерам.

В 100 случаях компании назвали себя максимально диджитл-ориентированными, тогда как только 9 отнесли себя к недиджитл-ориентированным компаниям. 88 (24,3%) специалистов представляли компании, которые используют новейшие технологии для производства инновационной продукции, 153 (42,3%) – компании, которые используют новейшие технологии для производства стандартной продукции, 117 (32,3%) компании, которые используют традиционные технологии для производства стандартной продукции/услуг.
Наиболее востребованные направления маркетинга
Топ самых востребованных направлений возглавили интернет-маркетинг, SMM-маркетинг и брендинг.

В более чем 60% компаний уделяется достаточно большое внимание маркетингу, тогда как только 7,2% специалистов отметили, что их компании не придают весомой роли маркетингу.
Наиболее важным направлением маркетинга опрошенные сочли маркетинг-аналитику, 87,1% ответили «абсолютно согласен» и «согласен» с утверждением «Маркетинг-аналитика играет важную роль в эффективности маркетинга компании, 76,4% выразили согласие с утверждением «Маркетинг — ключевой фактор успеха компании», 60,5% респондентов не согласились с утверждением «Маркетинг не играет важной роли в обеспечении финансовых результатов бизнеса».

Годом ранее 26,7% респондентов отмечало, что значимых препятствий нет, а в качестве первоочередных назывались – недостаточность средств (более 37%) и специалистов (35%).
Что касается этого года, остались те же основные первоочередные препятствия — за недостаточность средств проголосовало 30,2% респондентов, за нехватку специалистов — 35,5%.
Эффективность выполнения маркетинговых задач
По мнению респондентов наиболее эффективно выполняются следующие маркетинговые задачи:
- Анализ конкурентов
- Оценка и развитие ассортимента
- Прогноз спроса
В свою очередь наименее эффективно по мнению респондентов выполняется разработка и реализация BTL-активностей.

Топ-5 вызовов для маркетологов 2022
- Поиск новых подходов к привлечению и удержанию клиентов
- Падение спроса
- Необходимость перестройки логистики
- Пересмотр партнерских отношений
- Сокращение маркетинг-бюджетов

Ключевые результаты исследования
- В 2022 году увеличилось количество респондентов, отмечающих высокий уровень развития маркетинга в Беларуси 41,8% против 36,4% в 2021 году;
- Интернет-маркетинг, SMM и брендинг сохраняют свою наибольшую значимость для компаний;
- В более чем 50% компаниях-респондентах маркетингу уделяется серьезное внимание, а на высоком уровне выполняются маркетинговые задачи анализа конкурентов, прогнозирования спроса, оценки и развития ассортимента;
- К наиболее серьезным препятствием развития маркетинга специалисты относят нехватку квалифицированных кадров и недостаток средств, выделяемых на маркетинг, в то же время более 35% принявших участие в опросе отметили, что значимых препятствий нет;
- Увеличение продаж и уровня охвата рынка остаются целями №1 для более чем 87% компаний;
- Ключевыми возможностями 2022 стали – усиление SMM-стратегий и тактик, эффективный мультиканальный маркетинг и персонализация клиентского опыта.

С полным отчетом по исследованию можно ознакомиться ниже либо по данной ссылке.
Смотрите также: