Интерес – это маленькая искра, которая поджигает фитиль желания, целеустремленности и настойчивости. За яркой вспышкой неизбежно следует взрыв идей и поступков, приводящий к самым неожиданным результатам. И только тот, кто не стоит на месте, кто отвергает стереотипы невозможного, кто горит идеей, может добиться большего. Сомневаетесь в своих способностях? Или просто боитесь их испытать?

О том, к чему приводит живой интерес к web-разработке, способность учиться и желание двигаться вперед, читайте ниже. Герой сегодняшней статьи – Александр Чекан.

Александр Чекан

Преодоление трудностей рождает возможности

– Здравствуй, Саша. Расскажи, как ты выбирал вуз для поступления? Почему решил учиться именно на факультете маркетинга?

– Я достаточно долго не знал, куда идти учиться. В школе мне сложно давалась математика, и приходилось прилагать экстраусилия, чтобы в ней разбираться. Именно по этой причине я пошел в физмат класс и пол-лета просиживал на факультативах. Однако после такого интенсива твердо решил, что нужно поступать туда, где есть экзамен по математике. Изучая варианты, увидел, что в нархозе открылась новая специальность по рекламе, которая включала любопытное сочетание предметов: креатив, основы журналистики и при этом есть высшая математика со статистикой. Такой нестандартный набор во многом и определил выбор будущей профессии.

Таким образом, в 2000 году я поступил в БГЭУ на специальность «Рекламная деятельность». Продвижение тогда было новым направлением, а к новинкам обычно относятся с осторожностью. Помню, мама говорила: «А что за маркетинг? Зачем реклама? Это ведь дело такое: гречневая каша сама себя хвалит». Уже позже я понял, что на самом деле это была большая мудрость, ведь маркетинг начинается с продукта, о чем часто забывают.

– Что больше всего запомнилось со студенческих лет? Чем занимался помимо учебы?

– Помню, у меня было много пропусков по логистике. И преподаватель по этому предмету, Сербул Игорь Тимофеевич, требовал за каждый пропуск писать реферат. Признавая свою вину, я предложил вместо десяти скучных, списанных из книг рефератов, которыми отделывались все, сделать одну курсовую по интересному для меня направлению интернета и электронной коммерции. В конечном итоге Игорь Тимофеевич остановился на теме «Интернет в логистике»: “В двух учебниках по абзацу написано!” Мол, попробуй спиши :) А я написал! Нашел материалы тематической конференции, приложил диск со всеми докладами, и получилась на самом деле интересная работа.

Александр Чекан

Помимо учебы я работал. Вел свой проект, который потом показал только что открывшейся компании TUT.BY. Через какое-то время пошел туда на практику, а дальше и на работу. Еще до TUT.BY-я преподавал курс по web-дизайну для детей. Поэтому работа всегда шла параллельно с учебой.

Постоянное развитие – условие успеха

– С чем был связан твой первый проект?

– У меня был сайт, посвященный белорусским радиостанциям. Тогда в интернете размещалось очень мало информации, можно было выбрать любую тему и делать под нее контент. Не могу сказать, что я был радиолюбителем, мне оно нравилось как медиа. Я слушал много музыки, а некоторых исполнителей мог узнать даже по голосу. Поэтому первоначально просто создал страницу, на которой стал собирать различную информацию: расписание, интервью, факты и многое другое. Мне был интересен интернет, и я начал его изучать. Выписывал все мыслимые и немыслимые компьютерные газеты, которые у нас можно было купить. Каждый номер включал небольшой урок по программированию на HTML, который я тщательно разбирал. Выходило так, что я делал web-странички еще до того, как смог увидеть их on-line.

– Где ты учился помимо БГЭУ?

– Полтора года учился в Baltic Management Institute, защитил Executive MBA. Здесь помимо очень классных преподавателей со всего мира была еще одна интересная особенность по сравнению с нашими вузами: образование строилось по принципу командной работы над проектом, причем каждый раз состав рабочей группы менялся. Таким образом, была возможность познакомиться с людьми из различных сфер деятельности, максимально расширить свои знания и представления о бизнесе.

Например, был кейс для компании Adidas Baltics, который предложила наша одногруппница. На его решение давался месяц, и требовалось всесторонне подойти к проблеме, подтверждая все финансовыми расчетами. А работа над диссертацией помогла мне намного лучше понять бизнес самого TUT.BY, что было очень кстати для меня в тот момент.

А когда был в Стенфорде (Stanford Graduate School of Business), изучая курс Managing Teams for Innovation and Success, то каждый день приходил на занятия и искал табличку со своим именем: для каждого нового задания группа заново перемешивалась, что позволяло получить опыт от каждого участника группы. Решали самые разные кейсы, разбирали много реальных ситуаций.

Александр Чекан

Работа, которая вдохновляет

– Саша, как сложилась профессиональная карьера в TUT.by?

– Когда я пришел в компанию, в ней работало всего пару человек, поэтому более или менее все делали всё. Я модерировал каталог сайтов, размещал контент и новости на портале, продавал рекламу и хостинг. Со временем компания росла, и я перешел на должность менеджера по маркетингу. Приходилось много работать с клиентами, пока не начали выстраивать службу продаж. Дальше был директором по маркетингу, занимался развитием клиентских проектов и постоянным поиском новых ниш для самого TUT.BY. Следующим этапом была должность заместителя генерального директора по маркетингу. А последние пять лет до марта этого года проработал уже на позиции генерального директора. На сегодняшний день являюсь миноритарным акционером компании.

– А чем занимаешься сейчас?

– Последние годы я был активно вовлечен во внутренние и внешние стартапы компании и стартап мероприятия, был ментором многих из них. В 2016 году получил награду “Ментор года” в Imaguru. Тогда же я хотел создать в Минске бизнес-акселератор, но пересчитав несколько раз бизнес-модель, понял, что собрать фонд можно, а вот вернуть инвесторам деньги в такой модели крайне сложно. Большинство европейских акселераторов работают на бесплатных деньгах Евросоюза, правительств и муниципалитетов – надеюсь, и в Беларуси когда-то появятся такие институциональные инвесторы.

Но работа над акселератором не прошла даром: когда Юрий Гурский вместе с партнёрами основал инвестиционную компанию Haxus и предложил сотрудничество, я согласился и стал венчурным партнером фонда. Сейчас я помогаю портфельным стартапам Haxus с экспертизой и развитием бизнеса.

Александр Чекан, Ментор года 2016 (в Imaguru)

Интерес разжигает действие

– Какие проекты были для тебя самыми интересными?

– Это всегда очень сложный вопрос. Каждый проект интересен по-своему: некоторые влиянием, которое они оказали на бизнес или общество, а некоторые привлекают людьми, с которыми удалось поработать и познакомиться. Любая идея может быть реализована, если ей по-настоящему загораешься. Например, мы первыми сделали конференцию «Деловой интернет». В 2006 году это было первое крупное отраслевое и даже шире – первое крупное IT-шное мероприятие. Тогда подобных вещей еще не было, и конференция всегда была пионером в своем направлении: у нас был первый публичный wi-fi, первая видео трансляция, первые билеты по штрихкодам. Мы застали дни, когда это все было впервые и вау! Я горжусь и причастностью к развитию TUT.BY, и к появлению у нас “Про бизнес” с его мероприятиями. Надеюсь, впереди еще много интересных проектов.

– Как получалось найти столько новых идей? Есть ли какая-то методика?

– Иногда случайно изобретаешь велосипед, но это возможно только, когда ты много читаешь, впитываешь новую информацию. У каждого в голове есть какие-то нейронные связи, которые сформированы тем или иным способом. Поэтому знания – единственное ограничение наших возможностей. Вообще что-нибудь читать по профессии – это ежедневная работа. Со стороны может показаться, что ты сидишь и ничего не делаешь, но, на самом деле, думать – это главное, чем нужно заниматься. И если ты придумал что и как сделать, то нужно просто взять и сделать. Невозможно создать идею, если в голове ничего нет. У нас всегда было правило ездить на профессиональные конференции в Москву (а лучше еще дальше), чтобы пообщаться со специалистами из разных областей. TUT.BY всегда работал на локальном рынке, но общение, например, с польскими коллегами или чтение американских источников позволяет заглянуть в будущее. Как этим можно не пользоваться? Если человек не уделяет собственному образованию время, то что он сможет предложить рынку? Только то, что было известно каждому еще позавчера.

Александр Чекан

Сюрпризы не заканчиваются

– Саша, чем ты занимаешься в свободное время?

– Я как-то поймал себя на мысли, что хобби у меня меняются каждые пару лет. Например, был период, когда я собирал Lego. И это вообще очень классное, медитативное занятие! С одной стороны – заставляет думать, с другой – совершенно очищаешь голову. Пару лет назад летом делал ягодные наливки, что, по отзывам дегустаторов, у меня замечательно получалось. Под настроение могу испечь торт “Наполеон”. Правда, использую готовые коржи и каждый раз думаю, что крем не заварится, но все равно получается вкусно. Много путешествую, хотя чаще всего это связано с рабочими вопросами.

– И напоследок скажи пожалуйста, какой совет ты можешь дать будущим маркетологам?

– Самое основное это продолжать учиться. В профессии маркетолога важно знание и того, что сейчас объединяется под понятием data science, и английский язык, и хорошие коммуникативные навыки. Но времена, когда можно было получить профессию и остановиться, давно закончились. Мир меняется, и нужно уметь идти в ногу со временем и технологиями! Благо, сегодня возможностей для самостоятельного и дополнительного образования – полная Coursera :)


ФМк гордится своими выпускниками и бесконечно рад их достижениям и победам! Саша, мы желаем тебе всегда гореть и зажигать остальных новыми идеями и проектами, быть на страже инноваций и опережать время.

Путинцева Татьяна

P.S. Читайте больше вдохновляющих статей про успехи выпускников ФМк в рубрике “Истории выпускников“.

image_pdfimage_print
 
 
 
Перейти вверх