Исследование состояния и перспектив белорусского маркетинга

Факультет маркетинга и логистики продолжает цикл исследований на маркетинговую тематику.

В данном отчете представлена актуальная информация по уровню развития маркетинга в нашей стране, особенностям выполнения маркетинговых задач белорусскими компаниями.

В ходе исследования было опрошено 200 компаний разных отраслей, форм и размеров бизнеса.

Оценка уровня развития маркетинга

Оценки респондентов относительно уровня развития маркетинга в Беларуси разнились, несколько повторив результат прошлогоднего исследования. Продвинутым его определили 6% респондентов (только 2,3% в предыдущем опросе), высоким29,4% (34,1 ранее). 35,4% представителей компаний склонны оценивать маркетинговые усилия белорусских компаний на достаточно высоком уровне. Порядка 9,5% определяют белорусский маркетинг как развитый на низком уровне, 53,7% как недостаточно высокий (8,6 и 55,2% годом ранее).

Среди компаний-лидеров и “старающихся” доля положительных оценок состояния маркетинга в Беларуси составила 40%.

Ключевые маркетинговые цели компаний-респондентов в 2021-23 гг.

  • Увеличение продаж;
  • Удержание конкурентных позиций;
  • Увеличение уровня охвата рынка;
  • Увеличение лояльности клиентов;
  • Наращивание среднего чека и т.д.

Что сдерживает развитие маркетинга?

По мнению респондентов основными сдерживающими развитие маркетинга факторами являются:

  • Недостаточное выделение средств – 37,8%.
  • Нехватка специалистов – 34,8%.
  • Недостаточное внимание руководства – 26,9%.
  • Нехватка знаний современных маркетинговых технологий и приемов – 20,9%.
  • Отсутствие четко определенных маркетинговых целей – 18,9%.
  • Проблемы в закупке специальных маркетинговых программ и технологий – 17.4%.

В то же время более трети респондентов отмечают отсутствие препятствий как таковых.

Цифровизация

Компании высоко оценили важность цифровизации бизнеса – 69,1%.

В группе, поставивших оценки 8-10, отмечается гораздо меньшая доля компаний, не всегда достигающих поставленных бизнес-целей – 6,5% (11,95 – в целом по выборке) и в то же время более высокая эффективность выполнения ряда маркетинговых задач:

  • Анализ конкурентов – 4,33 (против 4,31);
  • Интернет-продвижение – 4,27 (против 3,99);
  • Подготовка маркетинг-планов – 4,26 (против 4,09);
  • Оценка и развитие ассортимента – 4,19 (против 4,09);
  • Оценка эффективности маркетинговых ходов – 4,19 (против 3,95);

Использование технологий

Порядка 40% компаний на постоянной основе используют CRM, таргетинг, SMM, контекстная реклама, SEO.

В меньшей мере прибегают к RTB, Data Mining и вирусный маркетинг.

По всем технологиям отмечается более высокий уровень их использования в перспективе.

Приоритетные возможности компаний на 2021-2022 гг.

  1. Усиление SMM-стратегий и тактик – 57,7%.
  2. Маркетинг с точной оценкой результативности – 49,4%.
  3. Использование видео и вовлекающего маркетинга – 49,3%.
  4. Персонализация клиентского опыта – 45,8%.
  5. Потенциал контент-маркетинга – 42,8%.

Основные выводы исследования

  1. 1/3 компаний высоко оценили уровень развития маркетинга.
  2. Компании в большей мере заинтересованы в росте продаж, сохранении конкурентных позиций, наращивании клиентов.
    В 2022 г. фокус смещается на обеспечение потребительской лояльности.
  3. Анализ конкурентов и прогноз спроса выполняются на высоком уровне.
  4. Для более 50% компаний самым важным стал поиск новых подходов к привлечению и удержанию клиентов.
  5. Около 40% компаний используют современные маркетинговые технологии.
    Наиболее перспективными считаются видео и мобильный маркетинг.

Исследование проведено сотрудниками и студентами ФМк БГЭУ в 2021 году.

Подробно с результатами исследования вы можете ознакомиться по ссылке.

image_pdfimage_print