Андрей Иванович Шидловский – первый набор ФМк
Мы каждый день оказываемся в нужном месте, в нужное время, но не все из нас добиваются успеха. Почему? Потому, что нужно уметь использовать возможности, которые преподносит нам жизнь!
О том, как сложилась судьба одного из наших первых студентов, поступивших на ФМк в далеком 1997 году, и как пройти путь от специалиста по маркетингу до начальника управления по маркетингу и организации продаж на фармацевтическом предприятии “Минскинтеркапс”, читайте ниже. Герой статьи – Андрей Иванович Шидловский.
Начало всей истории
– Андрей, здравствуйте! Расскажите, как вы выбирали направление обучения, был ли маркетинг целью?
– По окончанию школы я уже точно знал, что буду поступать в БГЭУ на бюджет и рассматривал два варианта: специальности «Финансы и кредит» и «Маркетинг». Я посчитал маркетинг более перспективным направлением и остановил выбор на нем, о чем нисколько не жалею.
В 1997-ом году, когда я поступал, представление о маркетинге было довольно абстрактным, многие считали, что это просто продажи (а у некоторых и до сих пор бытует это мнение). Меня привлекла идея заниматься чем-то креативным, возможность проявить себя с разных сторон. Факультет маркетинга тогда только сформировался, и мы были первопроходцами в этом направлении. Конечно сейчас обучение становится более практикоориентированным, что, на мой взгляд, только к лучшему.
– Чем больше всего запомнилась учеба? Есть ли какие-то яркие моменты с прошедших студенческих лет?
– Из студенчества запомнились и наши лекции, и преподавательский состав. Своеобразными брендами факультета стали фамилии Мочальник, Протасеня, Полещук, Карпеко. Я до сих пор помню своего дипломного руководителя Бороденю Валерия Анатольевича, и благодарен за те знания и опыт, которые он передал мне во время обучения в университете.
А еще яркие впечатления оставили наши посиделки в компании сокурсников в общежитии! Да, как бы удивительно это ни звучало. Так как я минчанин, о заселении в общежитие не могло идти и речи, но мне все равно очень хотелось прочувствовать студенческую жизни на 100%. Помню друг рассказывал историю, как зашел в общагу нархоза, вызвал лифт и после открытия дверей обнаружил там связанного паренька, который вот так и катался с этажа на этаж. Да, да.. такие шутки были популярны в 90-ых. Где где вы такое сейчас встретите?
После третьего курса учебы я поехал на лето по программе Work&Travel в Америку. Сначала собирался в штат Мэн, но потом поехал с другом в Нью-Йорк работать в итальянском ресторане. Это была моя первая поездка за границу, и впечатления от нее не потускнели по сей день. Очень советую и сегодняшним студентам участвовать в подобных программах: сможете значительно расширить свой кругозор, получить бесценный опыт и яркие впечатления, встретить новых друзей.
Настойчивость ломает границы
– Андрей, как сложилась ваша профессиональная карьера после окончания ФМк?
– Распределение на пятом курсе стимулировало меня на поиск работы. В то время коммерческий директор предприятия «Минскинтеркапс» поручил разместить объявление о свободной вакансии как раз около деканата ФМк БГЭУ. Я решил попробовать пройти собеседование и в итоге стал специалистом по маркетингу и продажам. В 2009 году стал начальником отдела снабжения, а через некоторое время вернулся в прежний отдел уже в должности руководителя управления по маркетингу и организации продаж.
– В каких стажировках или международных программах вы принимали участие?
– В 2007 году был в Германии на стажировке управленческих кадров Беларуси. В рамках программы мы посещали немецкие предприятия, с нами делились опытом организации производства, менеджмента в различных отраслях, а также проводили обучающие семинары. А 2009 году ездил на стажировку в Индию по программе ITEC, в рамках которой проходило обучение по курсу «Методы бизнес-анализа». В программе принимали участие представители практически всех континентов. Поездка оказалась полезной не только со стороны личного опыта, но и для развития партнерских отношений. Как результат, мы наладили поставки продукции УП «Минскинтеркапс» на рынок Монголии. Случайных встреч не бывает, и нужно максимально это использовать.
Профессионалы играют по правилам
– Андрей, какая существует специфика маркетинга в фармацевтической отрасли?
– Важная сторона маркетинга в медицине – это этичность данной деятельности. Мы занимаемся распространением специфического продукта, и потребитель не всегда может объективно оценить его полезность. Ко всему прочему, на УП «Минскинтеркапс» возложено выполнение социальной миссии об обеспечении населения качественными и доступными лекарственными средствами, с чем мы отлично справляемся.
Стоимость разработки инновационного лекарственного средства с новой химической формулой составляет порядка 1 млрд. долларов США. Поэтому около 90% лекарств на белорусском рынке это дженерики (лекарственное средство, патент на которое закончился). В связи с этим очень важно успеть выпустить свой товар раньше остальных компаний, пока конкуренция по этой формуле не усилилась и стоимость не начала снижаться.
Для продвижения лекарственных средств стандартные подходы не работают. Если говорить о специфике маркетинга в нашей отрасли, то стоит отметить, что существует два вида лекарственных средств: безрецептурные и рецептурные. Реклама рецептурных препаратов разрешена только в специализированных изданиях для врачей. Поэтому для продвижения продукции мы принимаем участие в специализированных выставках, конференциях, семинарах, а также создан штат медицинских представителей, которые ведут работу с врачами и провизорами. Что касается безрецептурных препаратов, то здесь вся рекламная продукция (сценарии видеороликов, макеты полиграфической продукции, тексты), которая предназначена для потребителя, должна соответствовать не только Закону Республики Беларусь «О рекламе», но и быть согласованной с Министерством здравоохранения.
– Андрей, какие цели на будущее вы ставите перед собой?
– Наращивать экспорт лекарственных средств, ведь белорусский рынок становится все более насыщенным, возрастает конкуренция и становится достаточно тесно. Из перспективных рынков мы сейчас поставляем продукцию во Вьетнам, Монголию, Ирак. Планируем и дальше работать с регионами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Мы видим, что продукция предприятия конкурентоспособна и востребована на этих рынках. В прошлом году открылся новый корпус завода, который позволит нарастить объемы выпуска продукции. Планируем пройти сертификацию по требованиям международного стандарта для фармацевтических компаний GNP (Good Manufacturing Practice).
ФМк – это бренд
– Подбирая сотрудников в свой отдел, обращаете ли внимание на то, какой вуз они закончили? Является ли преимуществом учеба на ФМк?
– Цели набирать сотрудников из нархоза у меня, конечно, не стоит, но часто именно так и происходит. Так как если даешь объявление о поиске маркетолога, то лучшие резюме почти всегда у выпускников ФМк. Поэтому несколько поколений студентов факультета работают в нашем управлении.
– Довольны ли вы степенью подготовки молодых специалистов?
– Да. Специалисты, окончившие ФМк продуктивно работают, стараются, имеют за плечами хороший багаж знаний.
– Каким на ваш взгляд должен быть настоящий профессиональный маркетолог?
– Думаю, это должен быть открытый ко всему новому, креативный, заинтересованный и инициативный человек. Важен аналитический склад ума и способность брать на себя ответственность за принятые решения. У маркетолога должен быть широкий круг интересов, ведь никогда не знаешь, с чем придется столкнуться. Когда мы учились, преподаватели говорили, что полученные в университете знания устаревают за три года. Сегодня я вижу, что на самом деле они устаревают за год и даже быстрее, поэтому очень важно всегда интересоваться инновационными приемами и методами работы в отрасли.
У нас есть идеи по сотрудничеству со студентами ФМк. Хотим создать совместный проект, где и студенты могли бы реализовать себя, и мы смогли вдохновиться свежими идеями.
Человек остается человеком
– Чем вы занимаетесь в свободное от работы время?
– Люблю заниматься спортом и стараюсь поддерживать здоровый образ жизни, в частности отдаю предпочтение велосипеду. На мой взгляд, это отличный и доступный каждому способ улучшить свое самочувствие и просто отдохнуть на свежем воздухе.
В рамках рабочих командировок я посетил множество стран, например, в последний раз я был в Ираке. Даже в эпоху интернет-конференций переговоры face-to-face имеют более значимую роль в выстраивании партнерских отношений. Поэтому благодаря своей работе я имею отличную возможность расширить свои горизонты и увидеть насколько разнообразен наш мир.
Стараюсь все свободное время посвятить семье. У меня растет сын, и он занимается хоккеем, поэтому я вожу его на тренировки. Я люблю свою роботу, но здорово каждый вечер возвращаться домой и отдыхать в кругу семьи.
– Андрей, что бы вы могли посоветовать студентам?
– Стараться максимально впитывать знания, это в конечном итоге будет вашим несравненным конкурентным преимуществом. А еще уметь отдыхать и веселиться, чтобы сохранить приятные воспоминания о студенчестве!
ФМк, в свою очередь, благодарит вас за преданность факультету, поддержку и содействие в развитии. Желаем вам интересных проектов, новых идей и реализации своих возможностей.
Путинцева Татьяна
Больше статей читайте в рубрике Истории выпускников.