Ноябрьская лекция ZEBRA с основателями фестиваля Viva Braslav Open Air: как это было

Viva Braslav Open Air — это ежегодный музыкальный фестиваль на берегу Браславских озёр. Посещаемость мероприятия более 20 тысяч человек, и эта цифра с каждым годом растет. 3 сцены, собственный кемпинг, фудкорт, несколько зон активации и развлечений. Впечатляет, правда?

А теперь встречайте, главные организаторы и основатели главного музыкального уикенда страны — Олег и Евгений Лабуть в стенах БГЭУ в рамках проекта ZEBRA!

viva braslav open air

Путь от дискотеки на стадионе до масштабного Open Air

История фестиваля действительно начиналась с дискотеки на стадионе в 2013 году. Братьям захотелось устроить “движ” в родном городе и сделать это хорошо. Первое мероприятие было организовано всего за 1-1,5 недели до его проведения. Это был действительно формат дискотеки на стадионе с той разницей, что днем были спортивные состязания, а вечером – полноформатный отрыв под музыку. С финансированием помог существовавший на тот момент проект “Белла Двина”.

Для успеха понадобилось привезти из Минска в Браслав несколько диджеев, погромче сделать музыку и поярче включить свет.

Женя на коленях стоял за столом, продавая билеты, а я держал “клетку” стадиона, чтобы туда не прорывались люди.

Вместо планируемых 500-700 человек пришло около 2-х тысяч. И тогда же появилось понимание, что людям нравится и что нужно продолжать. Следующие несколько лет масштабы фестиваля росли в геометрической прогрессии, и никто не собирается останавливаться на достигнутом.

viva braslav open air

А как дела с продвижением?

Первые годы своего существования организаторы Viva Braslav Open Air справлялись лишь благодаря сарафанному радио. Включил музыку – и дело пошло. Однако чем дальше, чем больше возрастала потребность в рекламе и в инфопартнерстве. Важно начать сотрудничество с радиостанцией и с крупным интернет-СМИ. Аналогично с каждым годом растут бюджеты на рекламу: баннеры, афиши, растяжки – всё это составляет ощутимую  долю бюджета.

Но смысл в эффективности. Например, в 2018 году на рекламу ушло примерно 13-14% от всего бюджета фестиваля, в 2019 – уже 8%. При этом в 2019 году реклама сработала лучше. Организаторы частично отказались от дорогих бордов и сделали акцент на том, что действительно приносит результат.

viva braslav open air

Как это, организовать масштабный Open Air в маленьком городе

Все слышали про Браславские озера. Летом регион превращается в локальную туристическую мекку. Желающие отдохнуть стекаются в Браслав со всей республики и из стран ближнего зарубежья. Уникальный природный ландшафт, экосистема и красивые пейзажи делают свое дело. Но одно дело приехать отдохнуть на природе и совсем другое, когда речь заходит об организации музыкального уикенда на 20 тысяч человек.

Всё начинается с идеи. А идея проста: сделать качественный “движ” для жителей и гостей города. Дальше составляется план. А вот в его реализации могут быть нюансы. Начнем с хорошего:

  • Отсутствие конкуренции. Действительно, мероприятия подобного формата так далеко от столицы никто никогда не делал. Непаханое поле для свободы творчества, никаких рамок формата и давления со стороны конкурентов. Как минимум, потому что их нет.
  • Неизбалованная публика. Второе вытекает из первого. Публика, конечно, не требовательна к изыскам, но, со слов Евгений и Олега, это совершенно не означает, что к делу можно подходить равнодушно. Любую публику нужно удивлять, напитывать ее впечатлениями и эмоциями. Только в этом случае возможно получить отдачу.
  • Возможность долго готовить площадку. Кто-нибудь может себе представить, как, например, в парке Победы будут месяца этак полтора монтировать декорации для концерта, периодически что-то меняя и перестраивая? Вот и мы не можем. А в Браславе это более чем возможно. И это дает возможность куда более тщательно подготовиться к наплыву гостей.

viva braslav open air

А подводные камни?

Как бы ни была идеальна поверхность реки, под толщей воды всегда будут скрыты камни. При организации Viva Braslav Open Air без этого просто никуда.

  • Реакция властей: от шока и отрицания к сотрудничеству. Open Air на 20 тысяч человек в городе, где живет всего 9 тысяч? Почему бы и да!
  • Законы те же, подход другой: “Вроде бы буквы те же, законы те же. А тебя отправляют писать множество дополнительных пояснений, а для этого нужно запрашивать платные консультации, и вообще куча всего”.
  • Отсутствие фестивальной культуры у зрителей. В нашей стране пока что масштабные фестивали – редкость. Но это лишь пока. Мы верим, что в ближайшие несколько лет всё изменится.
  • Сложности букинга артистов. Даже в Минск не всегда легко привезти кого-то известного. Что уж говорить про Браслав.

Мы когда-то вели переговоры с Тимати, и он сказал, что ему нужен самолет. Мы могли предложить лишь вертолёт, а это были большие погодные риски. Ну, построить в Браславе взлетно-посадочную полосу мы пока что не можем.

Но, вопреки всему, и сердца властей медленно, но верно оттаивают, и фестивальная культура в нашей стране растет, и даже артисты охотнее соглашаются приехать и выступить на Viva Braslav Open Air. Время идет, всё меняется.

viva braslav open air

Планы на будущее

Относительно Viva Braslav Open Air цели предельно ясны: сделать лучший фестиваль в Беларуси по посещаемости, техническому оснащению и другим немаловажным критериям.

Как бы то ни было, будет расти качество мероприятия. Это процесс “созревания” аудитории и развития фестивальной культуры. В любом случае, это будет идти вперед.

С другой стороны, братья хотят попробовать себя и в других направлениях. Например, недавно в родном Браславе они открыли Рестобар “На грани“.  Так что, ребята, если будете где-то рядом, имейте в виду.

И вообще, в жизни человеку всегда важно развитие. С нами поделились прекрасным рецептом.

Наш дорогой читатель, кем ты видишь себя через 10 лет. Чем занимаешься? Что ты имеешь?

Делай каждый день то, что будет приближать тебя к цели!


viva braslav open air

Как попасть в команду Viva Braslav Open Air?

Раскрываем все карты. Способ простой и сложный одновременно: стать волонтёров фестиваля! Простой, потому что для этого вам не нужны танцы с бубном у костра. Сложный – потому что многие думают, что волонтеры приезжают повеселиться, а на деле это серьезная работа, забирающая много моральных и физических сил. Зато как интересно! Даже сейчас у каждого из нас есть возможность где-то волонтерить. И на будущее это очень полезный опыт.

Дерзайте, мечтайте, действуйте — и всё получится!

viva braslav open air


Благодарим Евгения и Олега за интересное выступление!

Говорим спасибо кафедре промышленного маркетинга и коммуникаций ФМк за поддержку проекта ZEBRA.

Счастливы видеть горящие глаза наших слушателей после каждой лекции.

Дальше – больше!

ZEBRA в социальных сетях: VK, Instagram.

#следуйзазеброй

Текст: Алеся Сидорук

Фотографии: Екатерина Хохлова