Маркетинг: перспектива 2023

Смотрите также:

В 2023 г. наше исследование охватило более 300 компаний разных секторов и масштабов деятельности, в том числе 30 представителей индустрии маркетинга и рекламы, 90 производственной сферы, более 100 торговых организаций, около 20 финансового и сектора общественного питания. В опросе приняли участие 80 компаний локального и регионального уровней, около 100 национального уровня и более 150 международного уровня. Свои ответы предоставили 75 руководителей/заместителей руководителя компании, более 100 руководителей/ заместителей руководителя подразделения и более 100 специалистов.

2023 год отличается более позитивным взглядом специалистов на уровень белорусского маркетинга.

Продвинутым и высоким его сочли 50% опрошенных, что на 13,6 п.п. выше, чем в 2021, невысоким только 4,3%.

Наиболее востребованные направления маркетинга

Цифровизация и маркетинг вносят значительный вклад в развитие хозяйственной деятельности белорусских компаний. Их важность особенно отмечают представители компаний-лидеров, по маркетингу средняя оценка по группе составила 4,21, цифровизации – 4,3 из 5 баллов. Менее трети белорусских специалистов отнесли к категории важных ивент-, инфлюенсер, омниканальный и экологический маркетинг, которые носят скорее проектный характер и реализуются отдельными компаниями.

Интернет и SMM – наиболее популярные направления по мнению 90 и 70% опрошенных специалистов. 56,8% посчитали таковыми брендинг и 35,7% маркетинг-стратегии.

Ключевые вызовы для маркетологов в 2023 году

  • поиск новых подходов к привлечению и удержанию новых клиентов (48,1% компаний);
    падение спроса (40,4%);
  • необходимость перестройки логистических процессов (33,5%).

Факторы, сдерживающие развитие маркетинга в компаниях

Говоря о факторах, сдерживающих развитие маркетинга компании, можно отметить, что для 24,2% значимых препятствий нет, в 2021 г. таковых было 27,9%, а в 2022 – 35,5%. Следует констатировать некое ухудшение ситуации в сравнении с предыдущими годами.

Значимыми препятствиями 2023 г. обозначены:

  • нехватка специалистов в области маркетинга – 36% и 35,5% годом ранее;
  • недостаточность выделяемых бюджетов – 35,7% в 2023 и 30,2 в 2022 г.;
  • внешние, независящие от компании, факторы – 32,6% (нет оценки по 2022 г.).

Приоритетность маркетинговых целей

К наиболее приоритетным маркетинговым целям респонденты отнесли рост продаж, удержание конкурентных позиций и охват рынка.

Используемые технологии в маркетинге

Среди технологий, используемых на постоянной основе и по мере необходимости респонденты выделили технологии SEO-оптимизации и таргетинга – использует 66%, технологии персонализации – 64%, видео-маркетинга – 61%. Редкими в использовании оказались RTB, вирусный маркетинг, чат-боты.

Говоря о перспективных технологиях на ближайшие 3 года, хочется отметить, что в целом респонденты оценили все технологии как достаточно перспективные. Более 70% опрошенных специалистов к очень перспективным и перспективным отнесли:

  • SMM-маркетинг;
  • SEO;
  • Технологии персонализации;
  • Решения в области дизайна, таргетинга;
  • CRM;
  • CEM;
  • мобильный и видео-маркетинг.

Изменения в поведении клиентов 2022

  • Только 11,2% компаний не заметили значимых изменений в поведении своих клиентов. 47,2% отметили переключение клиентов на более дешевые аналоги и 37,9% отказ от покупки продукции/услуги ввиду экономии.
  • Произошли и изменения в части требований клиентов – повысились к качеству выполнения услуг. Многие клиенты перешли в онлайн формат, проявили большую вовлеченность во взаимодействии с брендами.
  • Тренд на экологичность и осознанность, определенный 17,1% специалистов как перспективное направление в маркетинге уже очевиден для 21,1% в отношении их клиентов.

С полным отчетом по исследованию можно ознакомиться ниже либо по данной ссылке.




Маркетинг в Республике Беларусь: состояние и перспективы

Смотрите также:

Факультет маркетинга и логистики УО “БГЭУ” представляет вашему вниманию исследование на тему ” Маркетинг в Республике Беларусь: состояние и перспективы”. В нем рассмотрены такие важные вопросы, как развитие маркетинга в Беларуси, определяющие маркетинговые цели на 2021, 2022-2023 годы, вызовы маркетинга в 2020 году, маркетинг-приоритеты и т.д.

«Наш факультет существует с 1997 года, первым в стране начал подготовку специалистов в области маркетинга, в 2016 году расширив ее специальностью «Рекламная деятельность». За последние 10 лет выпускниками факультета стало более 4000 специалистов, работающих в области экономики, маркетинга, логистики и рекламы. В настоящее время факультет ориентирован на развитие аналитической составляющей, проведение научных и практико-ориентированных исследований, позволяющих быть в курсе новейших событий индустрии. С апреля 2021 г. мы начали исследование состояния и реализации маркетинга в компаниях Республики Беларусь, первыми результатами исследования мы делимся со всеми организациями, специалистами, исследователями, заинтересованными в развитии маркетинга и оценке его перспектив в Беларуси. Выражаем благодарность за сотрудничество и участие в опросе представителям белорусской маркетинг-индустрии!».

С уважением, декан Разумова С.В.

Развитие маркетинга в Республике Беларусь

Мы попросили оценить уровень развития маркетинга в Республике Беларусь по шкале от «продвинутый» до «отсутствует». Только 36,4 % респондентов дали высокую оценку, тогда как 63,8 отметили не достаточно высокий уровень развития. Среди респондентов, которые выставили более высокие оценки, 76% отнесли себя к работающим в компаниях, лидирующих или играющих ведущую роль в применении маркетинговых технологий. 78,4% определивших уровень развития маркетинга в Беларуси не достаточно высоким, видят свою компанию среди ведущих.

Уровень маркетинга в компаниях-респондентах

77,5% респондентов работают в компаниях, в которых уделяется первостепенное или важное значение маркетингу. Чуть более 20% не относят маркетинг к приоритетным сферам деятельности своих компаний.

Вызовы маркетинга 2020

№ 1 . Поиск новых подходов в привлечении и удержании клиентов
№ 2 . Падение спроса из -за пандемии
№ 3 . Разработка специальных маркетинговых проектов в период пандемии
№ 4 . Пересмотр маркетинговых бюджетов в сторону сокращения
№ 5 . Необходимость перехода в онлайн формат
№ 6 . Переформатирование маркетинговых активностей в социальных сетях
№ 7 . Необходимость перестройки логистических процессов
№ 8 . Необходимость использования ранее не известных маркетинговых технологий
№ 9 . Необходимость расчета эффективности маркетинговых программ
№ 10. Нехватка квалифицированных специалистов
Самым большим вызовом для маркетинга в 2020 оказался поиск новых подходов к привлечению и удержанию клиентов, ожидаемое падение спроса и необходимость разработки специальных маркетинговых программ.

Резюме по исследованию:

1. У белорусского маркетинга есть большие перспективы развития в области использования новейших технологий и приемов, ведущие компании используют широкий маркетинговый инструментарий, успешно добиваясь поставленных бизнес-целей и выполняя маркетинг-задачи даже в трудные периоды для рынка.

2. Представители белорусского бизнеса, специалисты в области маркетинга и рекламы уделяют большое внимание решению и традиционных маркетинговых задач, отмечая важность как стратегических, так и тактических решений, трезво оценивают современное состояние маркетинга в стране, видят перспективы и возможности.

3. Требования к специалистам в области маркетинга остаются высокими, дополняются новыми компетенциями с учетом современных технологий и рыночных ситуаций, не ограничиваются средой интернет, ориентированы на выстраивание долгосрочных устойчивых позиций компаний.

С полным текстом отчета по исследованию “Маркетинг в Республике Беларусь: состояние и перспективы” можно ознакомиться ниже:

(кликните для увеличения)